EN

Театр

Опера

Балет

Афиша

Собиновский фестиваль

Видеогалерея

Документы

Заказать билет

Контактная информация
 
 

Главная страница  Театр  Пресс-служба  Пресса о нас  2009  Декабрь  02 Декабря Метры, примы и вундеркинд

Метры, примы и вундеркинд

В Саратове прошел фестиваль Академии искусств "Новое передвижнечество"

Это второй проект Академии в Саратове, первый проходил в 1992 году в филармонии, но если предыдущий был более масштабным, то, по словам В.В. Задирацкого, нынешний позволил авторам осуществить своеобразную «экспозицую всех их замыслов», представив в Саратове лучшие столичные образцы музыкального, балетного, вокального искусства. Неслучайно в Саратове фестиваль получил подзаголовок «Звезды Москвы в городах России». На пресс-конференции перед открытием фестиваля выступили директор Саратовского театра оперы и балета Илья Киянен-ко и автор и художественный руководитель этого масштабного проекта, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, заслуженный деятель искусств России Всеволод Задирацкий.

Лекция Всеволода Задерацкого Лекция Всеволода Задерацкого

Академии о Саратове стала предпоследней и череде передвижных фестивалей, которые с сентября по декабрь проходят по российским городам: от Владивостока до Калининграда. Приезжая в малые города (Яранск, Елабугу, Сызрань, Северск и т.д.), организаторы привозят все — от оркестра Большого театра до микрофона. В крупных тополях, имеющих большои творческий потенциал, свои культурные традиции, организаторы стараются показать музыкальные произведения, требующие привлечения большого количества разноплановых исполнителей. В Саратове была представлена «Симфония-реквием для баса, чтеца, смешанного хора и симфонического оркестра» композитора В. Магдалица. Реквием написан на слова Светланы Алексиевич, собравшей воспоминания людей, детство которых оборвала война — воспоминания страшные, трагические, берущие за душу.

Большой интерес саратовской публики вызвал концерт солистов балетной труппы Большого театра России. Публика по достоинству оценила профессионализм и грацию молодых танцоров, представивших дивертисменты из классических балетов «Шахерезада», «Дон Кихот», «Эсмеральда». Но подлинной жемчужиной вечера стал одноактный балет «Тамаши» («Дух»), по мотивам японской притчи, поставленный лауреатом международных конкурсов Морихиро Ивата. Ивата — первый иностранец, который стал солистом Большого театра, его называют японской звездой русского классического балета и «самураем в балетном костюме». Невероятно экспрессивный и одновременно поэтичный мужской балет развертывался под музыку японских барабанов, чей специфический и экзотический ритм впечатлял и интриговал зрителей каждым новым поворотом интонаций.

Лолитта Семенина Лолитта Семенина

В насыщенной фестивальной программе не последнее место было отведено культурно-просветительской деятельности. Профессор московской консерватории Иван Соколов провел открытый концерт и мастер-класс на тему «Прелюдия и фуга. Апология жанра» в Большом зале консерватории.

А накануне в Малом зале Саратовской консерватории прошла лекция-концерт В.В. Задерацкого, посвященная неизвестной странице отечественной культуры — жизни и творчеству его отца В.П. Задерацкого (1891-1953). В программе прозвучали «24 прелюдии для фортепиано» в исполнении лауреата международных конкурсов А.В. Райхельсона. На истории этого замечательного человека хотелось бы немного остановиться.

Музыку Всеволода Петровича Задерацкого играли, его романсы исполнялись по радио, но, согласно постановлениям ЦК КПСС, его имя не должно было упоминаться, ни в музыкальных энциклопедиях, ни в иной справочной литературе, ни по радио. Он учился у ведущих профессоров Московской консерватории С. Танеева и М. Ипполитова-Иванова, общался со Скрябиным.

В 1915 году Задерацкий попадает ко двору — он становится учителем «теории музыки» у цесаревича Алексея. В гражданскую войну он (юрист по основному образованию) — в рядах армии Деникина. В 1920 году Всеволод Петрович попадает в плен. Его и еще нескольких человек запирают на ночь в разворованный помещичий дом. В доме целым оставался лишь рояль — хороший барский рояль. Понимая, что завтра его ждет смерть, Задерацкии до безумия хочет сыграть напоследок. Он садится к роялю и играет... Играет несколько часов напролет, играет всю ночь. И не знает, что в это время за стеной «железный Феликс» подписывает приговоры о расстреле.

Наутро, когда всех вывели на казнь, Дзержинский спросил: «Кто играл ночью?» Задерацкий сделал шаг вперед. Дзержинский вытащил его приговор и написал: «Сохранить жизнь. Определить место жительства»....

Балет Тамаши Балет Тамаши

И начинается череда ссылок и освобождений. В 1927 году были изъяты и сожжены все созданные им сочинения. Его преследователи не знали, как относиться к композитору: фраза Дзержинского определила ему место между лагерем и забвением. 1937 год — очередная ссылка по очередному абсурдному обвинению. На этот раз — Колыма. Он был великолепным рассказчиком. Весь лагерь — и заключенные, и охранники — собирались, чтобы послушать, как он говорит о сходстве и различии древнеримского и древнегреческого права. В этом лагере он создал цикл из 24 прелюдий. Он написал его на телеграфных бланках, выпрошенных у охраны...

Только сейчас В. П. Задерацкий признан крупным представителем русского музыкального искусства первой половины XX века. Только начинают выходить его сочинения...

Продолжился фестиваль спектаклем  «Я, Владимир Высоцкий…», который показали актеры Театра на Таганке Валерий Черняев и Любовь Чиркова. Спектакль поставлен по стихам Высоцкого и книге Марины Влади «Владимир, или Прерванный полет».  Артисты не играют «сценки из жизни», они рассказывают историю любви — страстной, нежной, всепоглощающей и всепрощающей. Блистательный музыкант и замечательный исполнитель песен великого барда В. Черняев покорил зрителей искренностью и трепетом по отношению к своему герою.

Еще одним событием фестиваля стал концерт прим Большого театра Лолитты Семениной и Михаила Казакова. Заслуженные артисты России, исполнители ведущих оперных партий, лауреаты и победители самых престижных музыкальных конкурсов исполнили арии из русской и мировой оперной классики. По словам заместителя директора театра, после репетиции, прошедшей накануне концерта, оркестр театра стоя аплодировал певцам. На следующий вечер им рукоплескал весь зал.

Ансамбль Дмитрия Покровского Ансамбль Дмитрия Покровского

С восторгом зрители приняли и программу «Песни России», которую представил прославленный фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского. Специалисты считают этот коллектив единственным в мире, способным доподлинно воспроизвести аутентичные интонации народной композиции, стихийного народного пения. Владеющие разными типами народного интонирования артисты исполнили на концерте казачьи и южнорусские, языческие и обрядовые песни.

Завершился фестиваль вечером симфонической музыки, посвященным 200-летию одного из основоположников романтизма Ф. Мендельсона. Солисты — ведущий музыкант столичной филармонии скрипач Гай Казазян и 15-летний пианист Виктор Бычковский — покорили публику виртуозным владением инструментами.

Прошедший фестиваль продемонстрировал актуальность и востребованность идей передвижнечества о приобщение всей России к тому лучшему, что создано русским искусством. Усилия организаторов были оценены и правительством — за идею и реализацию грандиозного проекта «Новое передвижничество» В.В. Задерацкии был удостоен Госпремии РФ.

Ирина СОЛОДОВА,
Ксения ЗИМНЯЯ

"Репортер" №47 (875)

   
 
 
 

© 2006–2020 «Саратовский академический театр оперы и балета»
Все права защищены.

Правила пользования сайтом

Контактная информация

English version

 

МедиапродуктСоздание сайта — Медиапродукт


Карта сайта