EN

Театр

Опера

Балет

Афиша

Собиновский фестиваль

Видеогалерея

Документы

Заказать билет

Контактная информация
 
 

Главная страница  Театр  Пресс-служба  Пресса о нас  2008  Июнь  05 Июня Открытия и разочарования конкурса

Открытия и разочарования конкурса

Конкурс вокалистов в рамках XXI Собиновского музыкального фестиваля обещал быть напряженным с точки зрения соревновательности и радостным для ценителей хороших голосов: три выпускника Московской консерватории, один — Парижской, три зарубежных исполнителя, да и «провинция» с серьезными традициями. Кроме того, список городов, где проводились конкурсы, лауреатами или дипломантами которых являлись участники нынешнего, был весьма представителен. Но при ближайшем рассмотрении (вернее, прослушивании), все оказалось не совсем так.

Единственная, к исполнительскому мастерству которой у меня не было претензий, — это Анастасия Бакастова (Москва). Ее сопрано, легкое, хорошего наполнения, словно окрашенное в жемчужные тона, хорошо выровнено во всех регистрах, они идеально согласованы, что позволяет ей не задумываться о технических сложностях. Верхние ноты звонкие и чистые, дыхание широкое, замечательное «mezzo voce», пение выразительно и «piano», и «forte», а ее ферматы (продление звука) доставляют истинное наслаждение. Зал с удовольствием слушал в ее исполнении ариозо Кумы («Чародейка» П. Чайковского) и арию Тоски («Тоска» Дж. Пуччини). Первая премия была присуждена этой певице, на мой взгляд, заслуженно.

Судя по реакции зрителей, многим понравилось красивое сопрано Ирины Боженко (Екатеринбург). Обладательница гибкого, яркого, очень подвижного голоса, легко взлетавшего от нижних нот к верхним, даже на «piano» демонстрировавшем свою красоту, не могла не произвести впечатления. Но то, что хорошо и достаточно в вокализах, оказывается недостаточным, а в чем-то избыточным в оперных партиях. Техническое мастерство не смогло компенсировать отсутствие убедительно построенного вокального образа героини (особенно в арии Виолетты из оперы «Травиата» Дж. Верди). Зачарованная своим собственным голосом, она с блеском исполнила все сложные фиоритуры, но эмоциональное наполнение образа отсутствовало, более того, они были излишне акцентированы и выпадали из общего контекста роли, словно это была виртуозная вставка, не имеющая отношения к психологическому портрету героини. Конечно, подобная оплошность легко объяснима и, видимо, не стоило наказывать ее столь сурово, как сделало жюри. Певица вполне была достойна 2-й премии, но получила лишь диплом, и в этом уже можно усмотреть причины внехудожественного порядка.

Участники конкурса Участники конкурса

Обладателем 2-й премии стал молодой тенор из Кыргызстана Женишбек Ысманов (я бы оценил такую награду как серьезный аванс на будущее): голос не сильный, но приятного тембра, хорошо звучащий в верхнем регистре и несколько «сникающий» в нижнем. Он обладает хорошей культурой пения, видно, что серьезно готовился к выступлению, прорабатывая свои номера, но волнение было все же заметным и сказывалось на качестве вокала, — некоторые гласные излишне акцентировались. Похоже, лирические партии очень близки ему. Причем, проявленный темперамент был более органичен в итальянском репертуаре (ария Рудольфа из «Богемы» Дж. Пуччини), чем в русском (Ленский оказался чересчур напорист).

Дмитрий Полкопин (3-я премия) — тенор из Челябинска, с голосом плотным, металлического оттенка на верхних нотах и несколько глуховатым «центром», хорошо обыгрывал свои образы, исполняя арию Каварадосси («Тоска» Дж. Пуччини) и арию Германа («Пиковая дама» П. Чайковского). Однако неплохая актерская игра не могла компенсировать «тремоляцию» на переходных нотах (особенно проявившуюся в арии Германа), и это существенно снизило впечатление. Жаль, что над этим элементом певец не работает (может быть, считает это достоинством, а не недостатком?).

Второй диплом получила меццо-сопрано из Уфы Лариса Ахметова. У нее хорошо выровненный по регистрам голос бархатистого тембра, глубокий и плотный на низких нотах и «полетный» на верхних (на самом верху слегка «широковат»).

На конкурсе было много и огорчений, и удивительных странностей. Может быть, Михаил Давыдов, баритон из Москвы, не совсем здоров, иначе трудно объяснить провальное» выступление певца с таким замечательным послужным списком. Его голос звучал глуховато, временами даже сипло, верхний регистр был смазанным, пение вялое, естественный темперамент отсутствовал, вместо него — наигранность. Недостатки проявились сильнее всего в речитативных фрагментах.

Не был ранее обделен наградами и московский бас Денис Макаров. Но, несмотря на наличие густого, хорошо окрашенного голоса, в среднем регистре насыщенного и обогащенного обертонами, в нижнем регистре он звучал глуховато, верхние ноты были неустойчивы, поэтому «хромали» и его ферматы. Обладая неплохой дикцией, он лучше воспринимался в речитативных фрагментах арии Лепорелло («Дон Жуан» В. Моцарта). Кончак («Князь Игорь» А. Бородина) получился слишком скандированным, он словно рубил музыкальные фразы на куски и увеличивал длинноты, отчего вся ария звучала скучно и неубедительно.

Участники конкурса Участники конкурса

Гарри Агаджанян (бас из Екатеринбурга) имеет хороший «материал»: голос плотный, мясистый, звучащий неплохо по всему диапазону. Но демонстрация «природы» без ее серьезной обработки выдает «на гора» слишком много пустой породы. Он буквально захлебывался от желания потрясти слушателя мощью своего голоса, из-за чего к середине арии выдыхался, начинали проскакивать «плоские» ноты, вокализация становилась не точной, появлялась хрипота, а «профундовые» ноты становились тусклыми.

Очень много недостатков, которые даже не хочется перечислять, было в пении Елены Низамутдиновой (Казахстан) и Надежды Кривуша (Ростов-на-Дону).

Тенор из Китая Ли И Лунь, не обладающий сколько-нибудь примечательным голосом, сорвав аплодисменты, скорее позабавил публику, превратив арию Левко («Майская ночь» Н. Римского-Корсакова) в колыбельную, а песенку герцога («Риголетто» Дж. Верди) в речитатив, спетый чуть ли не «staccato» и украшенный по петушиному нелепыми фиоритурами.

Ценой невероятных усилий и задействовав кроме слухового аппарата и все остальные органы чувств, можно было услышать голос Сергея Ткаченко, тенора из Москвы, выпускника Парижской консерватории,  — настолько он тих, слаб и немощен. Неужели в «Геликон-Опере», солистом которой он является, практикуется пение с микрофоном? Впрочем, то, что удалось услышать, позволяет сказать, что с вокальными трудностями технического характера, он справляется очень хорошо, но о красоте тембра и других качествах можно судить только предположительно.

Состав участников конкурса не позволил завязаться интриге и усложнить работу жюри: два явных лидера (один из которых был показательно наказан), небольшая группа «середнячков» и множество «случайных» визитеров, которые, впрочем, тоже кое-чем порадовали публику, 7mdash; этим и оказался примечателен нынешний конкурс вокалистов.

Александр ДАВИДЕНКО
Богатей

   
 
 
 

© 2006–2020 «Саратовский академический театр оперы и балета»
Все права защищены.

Правила пользования сайтом

Контактная информация

English version

 

МедиапродуктСоздание сайта — Медиапродукт


Карта сайта