EN

Театр

Опера

Балет

Афиша

Собиновский фестиваль

Документы

Контакты

Контактная информация
 
 

Главная страница Театр Пресс-служба Пресса о нас 2008 Май 29 Мая Главная интрига Собиновского фестиваля

Главная интрига Собиновского фестиваля

Вот уже десятый год главной интригой Собиновского фестиваля (генеральный спонсор компания «Бритиш Американ Табакко Россия») является Конкурс Конкурсов вокалистов. На Конкурс приглашаются только молодые певцы, уже ставшие до этого лауреатами различных Всероссийских и Международных конкурсов. Конкурс проводится в два тура — «Народные песни и романсы» и «Шедевры оперной классики».

Авторитет фестиваля и Конкурса Конкурсов с каждым годом растет. И если раньше участников приглашали на фестиваль, то сейчас они уже сами присылают заявки. В этом году о своем желании участвовать в Конкурсе заявил 71 вокалист из самых различных городов России и зарубежья. Заочно, не встречаясь с претендентами, учитывая главным образом то, на каком именно до этого конкурсе стал лауреатом певец, театр отобрал 12 исполнителей из Москвы, Екатеринбурга, Уфы, Челябинска, Ростова-на-Дону, а также Китая, Казахстана и Кыргызстана. Названная география участников фестиваля позволяют полагать, что наш Собиновский уже прочно приобрел статус международного.

Последовательность выхода певцов на сцену решила жеребьевка. Были представлены все вокальные варианты голосов. И все более редкие с каждым годом теноры (их было четверо). Из них Дмитрий Полкопин из Челябинска, с очень богатой мимикой, закрывал первой отделение, и я слышала, как в антракте некоторые зрители продолжают напевать из только что услышанной ими песни «Ах, ты, душечка»: «То не муж с женой, то не брат с сестрой, добрый молодец с красной девицей».

Два редких меццо-сопрано представлены в Конкурсе, причем они отличались друг от друга. Голос Натальи Кривуша из Ростова-на-Дону так низок, что в ее исполнении слова песни М. Балакирева «Я любила его» с прозвучавшим отнюдь не нежно обращением «милый друг» казались неестественными, и возникало ощущение неудачного выбора репертуара. Зато русскую народную песню «Лучинушка» она спела отменно.

Меццо-сопрано Ларисы Ахметовой из Уфы совсем другое: мягкое, сочное. Всю прелесть голоса она продемонстрировала в романсе П. Чайковского «Закатилось солнце», написанном, правда, от мужского имени.

Ирина Боженко (сопрано, Екатеринбург) очень понравилась публике. Зал неистово кричал «Браво!» после романса С. Рахманинова «Не пой, красавица, при мне». Весь внешний облик смуглой певицы с убранными под старину темными волосами, в длинном, красиво драпированном бирюзовом платье, соответствовал романсу и создавал образ «печальной Грузии». «Браво!» сорвала певица и второй раз, исполнив русскую народную песню «Я в садочке была».

Хорошую драматическую игру показали басы. Денис Макаров (Москва) исполнил «Старого капрала» А. Даргомыжского. Эта очень трагичная песня (поющего капрала расстреливают на наших глазах за то, что он оскорбил офицера) широко известна, но вот на Собиновском фестивале за последние годы она, как нам кажется, звучит впервые.

Бас из Екатеринбурга Гарри Агаджанян вел на сцене диалог между мужчиной и женщиной, исполняя «Финдлей» Г. Свиридова. И Широко, раздольно и в то же время с большим артистизмом прозвучала знаменитая песня «Вдоль по Питерской».

Рассмешил всех Михаил Давыдов (баритон, Москва), исполнив забавную «Песню малыша» Дж. Россини, где с французским ударением на последний слог повторялись слова: «Мама, папа, пипи, кака». И тут же он поет: «От лунного света зардел небосклон…» — очень популярную «Серенаду Дон Жуана» П. Чайковского. Следующая минута — и зал, замирая, слушает «Ах ты, ноченька», которую певец исполнил без сопровождения рояля.

Поделиться мыслями по поводу Конкурса Конкурсов мы попросили приму нашего театра Ольгу Кочневу.

«Конкурс необычен тем, — сказала О. Кочнева, — что на нем надо показать яркие и актерские, и музыкальные данные, и, конечно, первоклассный оперный голос. На других конкурсах можно скрыть недостатки тембра необыкновенной музыкальностью, сценическим образом и другими секретами нашей профессии. На нашем же конкурсе это не пройдет. Должен быть полный комплекс оперного певца: большой голос, сценическая внешность, яркая музыкальность, актерские данные. Конкурс этого года сильный. Как-то сразу выдвинулись хорошие тенора, меццо-сопрано. Особенно мне понравились Дмитрий Полкопин, Ирина Боженко, сильная девочка Анастасия Бакастова.

Состав конкурсантов в этом году вообще сильнее, чем в прошлом и позапрошлом. В прошлом все шло ровно, выделилась сразу, пожалуй, только Каримова. У нее судьба сложилась хорошо, она много поет за рубежом, что сейчас для молодежи важно. Наш конкурс очень честный и справедливый, у нас нет никаких подводных течений. Лауреаты нашего конкурса потом побеждают на самых различных и престижных конкурсах. Наше жюри не ошибается. Наш лауреат Айдамова стала лауреатом конкурса Чайковского. Лауреаты Собиновского уверенно и широко шагают по жизни».

Заместитель председателя жюри Конкурса Конкурсов, лауреат Государственной премии РФ, народный артист СССР, заведующий кафедрой академического пения, профессор Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова Леонид Анатольевич Сметанников: «Исполнители как-то особенно тщательно готовятся к нашему конкурсу. Может потому, что по сравнению с другими конкурсами их мало. Среди большой массы певцов легко отобрать плохих и выбрать лучших. А соревноваться уже состоявшимся лауреатам очень сложно. Тем более, что у нас только два тура. Туры и простые, и сложные одновременно. Уровень конкурсантов меняется. Приезжают интересные исполнители. Например, Михаил Давыдов, который в 2006 году стал лауреатом сильного Международного конкурса камерного пения «Янтарный соловей». Сегодня он был очень хорош в камерном пении. Как он покажет себя на втором туре, с оркестром? Наш конкурс сложен. Потому что, даже если ты и выделяешься, рядом есть исполнители, которые тебя буквально подпирают плечом, потому что они чуть лучше. Все певцы разные. У одного лучше исполнение, у второго — музыкальность, у третьего — хорошее слово, у четвертого — интонирование слов. Разнообразие красок интересно слушателям, но делает сложной работу жюри.

Хорошо пела Ирина Боженко. Но справится ли она с арией Виолетты? Все зависит от второго тура. Красивый, наполненный голосу Ларисы Ахметовой. Она солистка Башкирского театра, поэтому, наверное, сумеет во втором туре раскрыться в арии Любаши. Интересно показали себя бас Денис Макаров и теноры Полкопин и Ысманов.

Из опыта прошлых лет скажу, что на втором туре участники всегда поют лучше. Но уже сейчас понятно, что к нам приехали очень музыкальные исполнители, которые хорошо доносят текст. Это очень важно.

Первое отделение мне показалось менее оживленным, радостным и концертным, чем второе. Ведь от репертуара зависит очень многое. Жизнь — штука сложная. На концерте всегда хочется послушать что-то поинтереснее, потемпераментнее, поживее».

Почему «Старый капрал» звучит на Собиновском редко?

Л. Сметанников: Действительно, Даргомыжского выбирают редко. Чаще пытаются исполнить Чайковского или Рахманинова, потому что их музыка более сложна вокально.

Сегодня со сцены звучали романсы на французском, немецком языках.

Л. Сметанников: Это помогает показать разный стиль и характер исполнителя. Зарубежные вещи мы обычно поем хуже. Их мало знаем и понимаем. Здесь педагог должен многое подсказать и многому научить. Но некоторые наши конкурсанты, к сожалению, в лучшем случае советуются со своим концертмейстером. А здесь необходим именно педагог, который послушал певца как бы со стороны, подсказал ему мысли, раскрыл характер произведения.

P. S. 27 мая, после завершения второго тура Конкурса Конкурса, были объявлены общие итоги соревнований певцов. Первую премии (75 тысяч рублей) жюри присудило солистке Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко Анастасии Бакастовой. Второе место (50 тысяч рублей) досталось солисту Кыргызского национального театра оперы балета им. А. Малдыбаева (Бишкек) Женинбеку Ысманову. Третье место — у солиста Челябинского академического театра оперы балета им. М. Глинки Дмитрия Полкопина.

Кроме того, дипломантами фестиваля стали Ирина Боженко (солистка Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета) и Лариса Ахметова (солистка Башкирского государственного театр оперы и балета, Уфа). Они получат спецпризы по 10 тысяч рублей.

Ольга БАЛАНДИНА
«Богатей»

   
 
 
 

© 2006–2024 «Саратовский академический театр оперы и балета»
Все права защищены.

Правила пользования сайтом

Контактная информация

English version

 

МедиапродуктСоздание сайта — Медиапродукт


Карта сайта