EN

Театр

Опера

Балет

Афиша

Собиновский фестиваль

Документы

Контакты

Контактная информация
 
 

Главная страница Театр Пресс-служба Пресса о нас 2008 Январь 24 Января Челябинский театр на саратовской сцене

Челябинский театр на саратовской сцене

18 января спектаклем «Пиковая дама» оперный театр открыл акцию 2008 года «Оперные театры России на саратовской сцене». Автор проекта — художественный руководитель театра Юрий Кочнев.

Первый раз 12 главных дирижеров и 24 солиста выступили на саратовских подмостках в сезонах 1999–2001 гг. Поскольку проект не имел аналогов в нашей стране, он вызвал широкий резонанс общественности и в 2002 году был удостоен гранта президента России. Успешный опыт был повторен в сезоне 2002–2003 годов. В наступившем году саратовцы смогут увидеть нижегородцев в «Иоланте» П. Чайковского (22 февраля), пермяков в «Евгении Онегине» (4 марта), гостей из Башкирии в «Трубадуре» Дж. Верди (18 апреля).

Открыл же акцию в этом году Челябинский государственный академический театр оперы и балета им. М. Глинки. «Пиковая дама» в его постановке получила высшую театральную премию в нашей стране — «Золотую маску». Саратовцы услышали заслуженную артистку России Наталью Заварзину в партии Лизы, Сергея Гордеева в партии Елецкого. За пульт встал музыкальный руководитель и главный дирижер Челябинского театра Антон Гришанин. Нам удалось поговорить с каждым из гостей саратовской сцены.

Сергей Гордеев, победитель Конкурса конкурсов вокалистов XVII Собиновского фестиваля в Саратове в 2004 году.

Сергей Гордеев Сергей Гордеев

Корр.: Тяжело было выступать тогда на нашей сцене?

С. Гордеев: Нет. Сцена у вас хорошая, особых затруднений я не испытывал. Но очень волновался, поэтому тот фестиваль помню местами смутно. Туры помню плохо, а вот гала-концерт ярко запомнился. Зрители на нем оглушили меня аплодисментами, принимали очень хорошо.

Корр.: Самая любимая опера в Вашем репертуаре?

С. Гордеев: Пожалуй, «Пиковая дама». Партия в ней была одной из моих первых, когда я еще работал в Омской филармонии. Одно время партия Елецкого была мной жутко не любима, потом я ее горячо полюбил. Последние несколько лет мне приходится петь ее очень много. И у себя в Челябинске, и в Мариинском театре. Обрадовался, и приезду в Саратов. Когда приглашают сцены с такими знаменитыми традициями, как ваша, это честь и почет.

Корр.: Трудно было показывать свою «Пиковую даму» на «Золотой маске»?

С. Гордеев: Очень. Режим работы был просто авральный. Мы прилетели в Москву утром и до двух часов ночи репетировали. А на следующий день — уже сам спектакль. Про партию Елецкого говорят: это «партия казака». Вышел, «шашкой помахал» и ушел. Роль очень яркая, емкая, но небольшая. Впрочем, как и партия Роберта в «Иоланте». Практически вся партия — это одна ария. Хорошо спел — молодец, поздравления, комплименты и гонорары. А спел плохо — извините и прощайте.

Антон Гришанин, музыкальный руководитель Челябинского театра.

Антон Гришанин Антон Гришанин

Корр.: Почему же Вы не показали нам сегодня принесшего вам «Маску» Германа?

А. Гришанин: Наш Герман — это солист Мариинского театра. На ваш фестиваль мы получили приглашения от Юрия Леонидовича Кочнева. А он попросил привезти именно Лизу и Елецкого.

Корр.: Ваше мнение о наших музыкантах?

А. Гришанин: Мне очень понравился коллектив театра. И хор (хормейстер которого очень талантлива), артистический состав (звезды присутствуют, они видны и слышны). Оркестр, который годами воспитывался под рукой такого мастера, как Юрий Кочнев.

Корр.: Дирижером-постановщиком каких спектаклей Вы являетесь?

А. Гришанин: Балет «Жизель», балет для детей «Белоснежка и семь гномов» (который я поставил с балетмейстером народным артистом РФ Генрихом Майором). Две оперетты («Летучую мышь» и «Сильву») ставил с известным вам режиссером Андреем Сергеевым (он поставил в Саратове «Бал-маскарад», «Евгения Онегина», концерт по произведениям Дунаевского). С режиссером Степанюком из Мариинки мы два месяца назад поставили «Марицу». Поставил мировую премьеру — балет «Гойя» московского композитора В. Бесединой и американского хореографа Константина Уральского.

Корр.: Чем Вам была сложна работа над «Пиковой дамой» Чайковского?

А. Гришанин: За эту оперу сложно браться, если не прожил какую-то жизнь, не приобрел опыт. Он пока у меня небольшой. Но приобрести багаж человеческого интеллекта помогли горы книг. Музыку Чайковского сложно испортить. Она сама говорит за себя. А проникнуть и тщательно проанализировать, изучить ее мечтает любой дирижер и музыкант.

Наталья Заварзина, заслуженная артистка России.

Наталья Заварзина Наталья Заварзина

Корр.: Вы часто гастролируете за рубежом. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

Н. Заварзина: Дома всегда петь более ответственно, будь то Челябинск, Москва или Екатеринбург. Я объездила всю Европу. Несколько лет работала по контракту в Италии. Публика там очень доброжелательная, чересчур эмоциональная. Итальянцы помешаны на своей итальянской музыке. Знают ее «от и до». Поют везде, даже на бензоколонках.

Корр.: А «Пиковую даму» за рубежом приходилось петь?

Н. Заварзина: Нет. Она мало где идет. Пожалуй, только в Будапеште. Но спектакли там не совпадали с моими приездами. Да и вообще, русский репертуар за рубежом я не пою.

Корр.: Лиза — очень трагический образ. Насколько трудно каждый раз переживать ее судьбу на сцене?

Н. Заварзина: У меня Лиза в чем-то сродни Герману. В Германе больше черного. В Лизе больше преобладает светлое. Но с каждой репликой Германа, с музыкальным развитием оперы, по моему собственному мнению и согласно нашей челябинской постановке, в Лизе светлое замещается на черное. Лиза — это не светлая Иоланта, не хорошая, всех любящая девочка. Ее изначально влечет все мрачное. Полина поет любимый романс Лизы, а в нем: «Осталось одно: умереть, могила, могила». А ее это подстегивает. Лиза балансирует на грани: светлое (девочки, бал) и Герман с его темным началом. Мне кажется, что онав уже изначально знает, что ее ждет участь ранней могилы, и приходит к этому она через Германа.

Корр.: Чем еще отличается постановка Челябинского театра?

Н. Заварзина: У нас более четко выстроен треугольник: Графиня — Лиза — Герман. Все крутится вокруг него. Герман — деньги. Лиза — любовь. Графиня — смерть. Германа у нас поет Максим Аксенов, солист Мариинки, у нас с ним настолько все отработано, что мы понимаем друг друга с полутона, с полувзгляда. Лиза у Пушкина — бедная сиротка, которую графиня взяла себе на воспитание. А в том варианте, который предлагаем мы, Лиза живет у Графини, постоянно слышит про деньги, власть, смерть. Нутро у нее все же черное.

Корр.: Декорации у вас какие-то необычные?

Н. Заварзина: У нас большой экран, на который проецируются картинки старого Петербурга. От зрителя требуется не сидеть и отдыхать, положа ногу на ногу, наслаждаясь тем, кто какую ноту взял, а поразмышлять вместе с нами. У нас есть и спецэффекты. У нас Графиня встает из гроба. Наш психологизм немного замешан на мистике, что-то есть от Достоевского. Именно в этой партии мне это близко.

Татьяна ЛИСИНА
«Богатей» № 3 (428)

   
 
 
 

© 2006–2024 «Саратовский академический театр оперы и балета»
Все права защищены.

Правила пользования сайтом

Контактная информация

English version

 

МедиапродуктСоздание сайта — Медиапродукт


Карта сайта