EN

Театр

Опера

Балет

Афиша

Собиновский фестиваль

Документы

Контакты

Контактная информация
 
 

Главная страница Театр Пресс-служба Пресса о нас 2007 Июнь 26 Июня Юрий Кочнев: «Артиста надо уметь ценить…»

Юрий Кочнев: «Артиста надо уметь ценить…»

Интервью с художественным руководителем и главным дирижером Саратовского академического театра оперы и балета записано во время прошедшего недавно в Саратове двадцатого Собиновского музыкального фестиваля, в котором приняли участие и самарские артисты.

Юрий Кочнев: «Артиста надо уметь ценить…» Юрий Леонидович Кочнев
Художественный руководитель и главный дирижер Саратовского академического театра оперы и балета, лауреат Государственной премии, народный артист России

— Каковы, на ваш взгляд, сегодняшние проблемы фестивалей, имеющих прописку в провинции?

— Каждый провинциальный фестиваль живет своей жизнью, своими специфическими обстоятельствами. Основные проблемы связаны в основном с материальным обеспечением. Нынешний Собиновский фестиваль был обеспечен неплохо: у нас были не только собственные средства, но и то, что выделили областные органы культуры. Чрезвычайно важен художественный уровень фестиваля. Начиная с 1999 года наш фестиваль живет по принципиально новой программе. Она как бы комплексная и для российского фестиваля является уникальной, так как вмещает разные жанры музыкального искусства. Естественно, что каждый фестиваль должен иметь свою концепцию, не быть оторванным от жизни. Так, наш фестиваль 2005 года был посвящен 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. На нем прозвучали такие замечательные вещи, как Военная симфония Бриттена и опера «Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева. Появление таких произведений стало большим культурным событием не только для Саратова, но и для страны в целом.

— В вашем театре нередки оперные эксперименты.

— Я не назвал бы это экспериментом — под экспериментом принято понимать все, что ново и что обычно не достигает уровня художественной ценности. В противном случае это уже не эксперимент. Да, мы осуществляли постановки, которые принимались одной и не принимались другой частью зрителей. Это были попытки подойти к интерпретации русской и зарубежной классики с позиций эстетики современного оперного искусства, сложившейся на сегодняшний день в мире, в основном в Европе. Без этого уже не обойтись, поскольку российский оперный театр включился в общемировой процесс. Характерным итогом таких проявлений является фестиваль «Золотая маска», на котором представлено все, что соответствует этим, правда, неписаным нормам. Там можно видеть как позитивные, так и негативные подходы к оперному делу. Но в свое время и поэзия Маяковского, и живопись Кандинского тоже казались экспериментом первым потребителям такого искусства, еще не разобравшимся в его законах.

— В чем, на ваш взгляд, секрет успешности и долголетия Собиновского фестиваля?

— Он — в стабильности творческого коллектива, художественного и административного руководства нашего театра, которые не подвержены текучке. Нам не приходится шарахаться из стороны в сторону, приспосабливаться к разным людям, часто еще и недостаточно компетентным, что не может принести никакой пользы любому, а тем более оперному коллективу. Благодаря этому имеется возможность устанавливать определенные критерии вкуса в отношении музыки и сцены, работать в едином ключе профессиональных требований. Результаты, естественно, могут быть разными — это жизнь.

— Какое впечатление произвели на вас, Юрий Леонидович, участники фестиваля — самарцы?

— Баса Андрея Антонова мы знаем много лет. Он неоднократно участвовал в наших фестивалях. Думаю, на сегодняшний день Антонов является одним из наиболее квалифицированных певцов, способных успешно выступать и в оперном, и в камерном, и в ораториальном репертуаре. Это говорит о достаточно высокой исполнительской культуре Антонова. Я считаю, что наличие такого певца — большое достояние Самары и ее оперного театра. Далеко не в каждом городе есть певец, который способен работать в равной мере результативно во всех этих жанрах. Ирина Янцева тоже в чем-то уникальная певица. Она обладает редким диапазоном колоратурного сопрано с нотой «ля» третьей октавы, которую уверенно показала. Это большая редкость. Янцева произвела хорошее впечатление и своей музыкальностью, она, несомненно, мыслящая певица. Не нужно забывать, что свой диплом она получила на конкурсе, участниками которого являются только лауреаты других творческих соревнований. Хочу подчеркнуть, что сейчас я пытаюсь отметить то положительное, что есть в певцах. Конечно, они не лишены и недостатков. Но человека, артиста надо уметь ценить за то хорошее, что в нем есть.

— Как, на ваш взгляд, развиваются культурные связи Саратова и Самары?

— Конечно, эти контакты могли быть более обширными. У нас систематически бывают певцы из Самары. Что касается лично меня, то часто дирижирую в Самарской филармонии. В последние годы наладились контакты и с оперным театром. Принимаю участие в концертах филармонического абонементного цикла, оперного фестиваля «Самарская весна». В Самару всегда приезжаю с удовольствием. В городе у меня много друзей.

Валерий ИВАНОВ
«Самарские известия»

   
 
 
 

© 2006–2024 «Саратовский академический театр оперы и балета»
Все права защищены.

Правила пользования сайтом

Контактная информация

English version

 

МедиапродуктСоздание сайта — Медиапродукт


Карта сайта