EN

Театр

Опера

Балет

Афиша

Собиновский фестиваль

Документы

Контакты

Контактная информация
 
 

Главная страница Театр Пресс-служба Пресса о нас 2007 Июнь 20 Июня Возвращение балета

Возвращение балета

Этому балету посвящен отдельный раздел в постоянно действующей экспозиции музея краеведения. Все желающие могут увидеть сценические фотографии, эскизы костюмов, премьерную афишу 1961 года… С прошлой недели в Саратове вновь появились афиши с известным многим названием. Театр оперы и балета намерен вернуть на сцену хореографическую поэму саратовского композитора Виктора Ковалева «Девушка и Смерть». Премьера намечена на 28 и 29 июня.

Балетмейстер-постановщик новой версии балета — Валерий Нестеров. Он же существенно переработал либретто заслуженного артиста РСФСР Валентина Адашевского, созданное по мотивам одноименной поэмы Максима Горького. Дирижер-постановщик спектакля — Медет Тургумбаев, художник-постановщик — Сергей Болдырев, художник по костюмам — Эра Покровская, хормейстер — заслуженная артистка России Людмила Тадтаева.

Сцена из спектакля «Девушка и смерть» Сцена из спектакля «Девушка и смерть»

История, рассказанная языком танца в «Девушке и Смерти», проста и метафорична. Парень встречает Девушку (у героев нет имен), они влюбляются друг в друга. Но появляется подавленный и злой Властитель этих земель — Царь со свитой, армия которого потерпела поражение на поле брани. Как может он проехать мимо смеющейся влюбленной пары? Властитель обрекает Девушку на смерть. Бедняжке ничего другого не остается, как смиренно ждать неотвратимой гибели. Плача, она просит Смерть отпустить ее проститься с любимым. Та проявляет неожиданное милосердие: «Ночь твоя, а на заре — убью!» В мире, где живет Девушка, вполне можно встретить идущую навстречу самую натуральную Смерть (и вовсе не с косой, кстати, в спектакле Смерть мужского рода, ее партию танцуют народный артист России Игорь Стецюр-Мова и Алексей Михеев), Сатану с сатанятами, юных отпрысков вождя нечистой силы, играют учащиеся хореографического отделения Саратовского областного училища искусств), чертей, кикимор, упырей, ведьм — все это действующие лица произведения.

Сцена из спектакля «Девушка и смерть» Сцена из спектакля «Девушка и смерть»

И вот долгожданный момент, Девушка и Парень снова вместе, но Девушка утаила от любимого, что на заре она умрет. Близится рассвет, и Парень засыпает. Перед Девушкой появляется Смерть. Девушка, простившись с ничего не подозревающим Парнем, смело идет навстречу Смерти. Пораженная силой Любви и бесстрашием Девушки, Смерть отступает. Жизнь торжествует! Роли Парня и Девушки в новой постановке доверили заслуженному артисту России Даниилу Курынову, Олегу Иванову и дипломанткам международных конкурсов Наталье Колосовой, Юлии Танюхиной и Вере Шариповой. Появится на сцене и хор. Кроме того, в партитуре имеются партии для солистов-вокалистов. Вокальные номера исполнят народная артистка России Валентина Баранова и лауреат международного конкурса Ольга Марьенко. До сих пор солистки не знают, придется ли им участвовать в сценическом действе.

Как уверяют люди, помнящие постановку 1961 года (кстати, она пользовалась большой популярностью, с ней балетная труппа выезжала на гастроли в Москву, спектакль был удостоен диплома I степени Всероссийского конкурса-фестиваля), музыку Виктор Ковалев написал потрясающую. Мелодии яркие и запоминающиеся, истоки лейттем и лейтмотивов прослеживаются в русской классической музыке (Римский-Корсаков, Бородин, Чайковский). Очень своеобразная любопытная оркестровка, придающая звучанию оркестра неподражаемый колорит и блеск. А как танцевали исполнители главных партий — солисты саратовского балета В. Дубровина, А. Алексеевский, А. Федоров! Основная особенность балета в том, что над его воплощением в жизнь трудились только саратовцы: саратовские композитор, балетмейстер, художник…

По словам Валерия Нестерова, «Девушка и Смерть» относится к числу лучших образцов балетных спектаклей середины прошлого века. Но не все, что было хорошо и бесспорно тогда, будет принято сегодняшним зрителем. Так что изменения есть. Вместо трех действий стало два. По жанру обновленная история стала близка философской притче. Действие переносится во времена языческой Руси. Но это антураж. Ведь спектакль — о вечных ценностях и чувствах. Всегда были Любовь и Ненависть, Добро и Зло, Жизнь и Смерть. И только великая сила Любви может заставить Смерть отступить, уйти.

— Раскрыть идею спектакля я постарался посредством действенного танца, отказываясь от дивертисментных вставных номеров прошлой постановки. Это усиливает динамику и драматизм действия, — говорит Валерий Нестеров. — Перед собой мы ставили изначально задачу, сохраняя практически без изменений музыкальную партитуру, создать новое произведение, с другой хореографией, актуальными новыми костюмами и декорациями.

По утверждению балетмейстера, сегодняшний спектакль «Девушка и Смерть» относится по ряду признаков к стилю фэнтези. Уйдя от сказочно-лубочной стилистики, постановщики постарались придать балету черты модных ныне американских фантастических блокбастеров. Не последнюю роль играют в спектакле спецэффекты. К работе над балетом даже привлечен… профессиональный иллюзионист.

— Мы делаем полноценный, многоплановый, яркий и зрелищный спектакль, — признается балетмейстер, — который будет интересен всем поколениям, но рассчитан в первую очередь на молодежь.

Ирина ДОБРОНРАВОВА
«Московский комсомолец» в Саратове

   
 
 
 

© 2006–2024 «Саратовский академический театр оперы и балета»
Все права защищены.

Правила пользования сайтом

Контактная информация

English version

 

МедиапродуктСоздание сайта — Медиапродукт


Карта сайта