EN

Театр

Опера

Балет

Афиша

Собиновский фестиваль

Видеогалерея

Документы

Заказать билет

Контактная информация
 
 

Главная страница  Театр  Пресс-служба  Пресса о нас  2007  Январь  10 Января Искренность и профессионализм

Искренность и профессионализм

Спектакль получился ярким и нарядным. Колоритные костюмы вместе с темпераментным и жизнерадостным оформлением сцены дополняли эмоциональную пластику и выразительный танец. Глядя на четкие и выверенные движения, актерскую игру (именно актерскую игру) в недалеком будущем выпускников хореографического отделения училища искусств, становилось ясно, что за этих ребят и девчат еще поборются ведущие театры страны. Начинающие артисты балета всячески стремились не допустить даже малейшей оплошности, чтобы все па были выполнены красиво, технично, с настроением, присущим образу. Если не знать, что в оркестровой яме студенческий оркестр, вполне можно было подумать, что и играют профессиональные опытные музыканты.


Накануне новогодних праздников областное министерство культуры, училище искусств и театр оперы и балета представили саратовской публике совместный экспериментальный проект — детский балет Давида Салиман-Владимирова «Муха-Цокотуха» по одноименной сказке Корнея Чуковского. Министерство взяло на себя финансирование постановки, театр — организационные вопросы, изготовление костюмов и декораций, все же роли в спектакле исполнили дети: воспитанники хореографического отделения училища искусств при поддержке студенческого симфонического оркестра училища.

Сцена из спектакля «Муха-Цокотуха» Сцена из спектакля «Муха-Цокотуха»

— Идея осуществить такую постановку родилась у нас в училище, — говорит директор СОУИ Надежда Скворцова. — Обратились с предложением к областному министру культуры Михаилу Брызгалову. Михаилу Аркадьевичу проект сразу понравился, идею он поддержал, правда, с одним условием. Мы думали, что спектакль будет идти или под аккомпанемент оркестра театра оперы и балета, или под фонограмму. Министр же предложил привлечь студенческий симфонический оркестр училища. И начались репетиции.

— Сроки были сжатыми. Работали в напряженном режиме. В целом собрали спектакль хореографически и музыкально за два месяца. Очень хотелось выпустить «Муху-Цокотуху» к новогодним праздникам, — рассказывает худрук хореографического отделения училища искусств, руководитель балетной труппы театра, автор либретто и хореографии спектакля Валерий Нестеров. — Попытался привлечь к постановке почти всех учащихся хореографического отделения. Главные партии отдал уже почти профессионалам — студентам выпускного курса, отличившимся на всероссийских и международных конкурсах и фестивалях, заявившим о себе на престижных балетных сценах мира. Всевозможные мошки, муравьи, тараканы — учащиеся младших классов, начиная со второго. В хореографии старался учитывать возрастные особенности артистов. Поэтому использовал в постановке как совсем примитивные движения для самых маленьких, так и виртуозные элементы и поддержки для выпускников. Сложнее всего было с подбором музыкального материала. Партитура, написанная в 60-х годах минувшего века, огромна. Пришлось сокращать ее, выбирать наиболее характерные, яркие музыкальные эпизоды. Постарались взять из первоначального материала все самое лучшее: запоминающиеся мелодии, ритмически и интонационно интересные моменты. Получилось, на мой взгляд, весьма актуально, азартно и занимательно. Музыка практически неизвестная: «Муха-Цокотуха» относится к числу редко исполняемых балетов. Насколько я знаю, сейчас этот спектакль нигде не идет и не готовится к постановке. Получается, мы предлагаем зрителям эксклюзив. Около 30 лет назад, правда, «Муха-Цокотуха» уже ставилась в Саратовском театре оперы и балета. Но успеха спектакль не имел. По моему мнению, балет этот рассчитан на юных исполнителей. Когда дети танцуют партии мух, комаров, букашек, жуков, кузнечиков и таракашек — смотрится отлично. Когда таракашки и жучки — маститые взрослые артисты балетной труппы, впечатление совсем другое.

Сцена из спектакля «Муха-Цокотуха» Сцена из спектакля «Муха-Цокотуха»

— Проекту я очень обрадовался, — признался директор театра оперы и балета Илья Кияненко. — Выпускные спектакли студентов театрального факультета консерватории идут на сценах академдрамы и ТЮЗа. Долгое время переживал — почему наша сцена не задействована? Ждал предложений от консерватории. И тут такая инициатива училища искусств! Конечно, поддержали. Тем более, хореографическое отделение училища родилось в Саратове из студии при театре оперы и балета. Весь наш коллектив с радостью включился в работу. К делу подошли серьезно, костюмы и декорации готовили, как для себя. Это детище в том числе и театра.

— Начинающие оркестранты восприняли предложение с воодушевлением и энтузиазмом, — отмечает музыкальный руководитель и дирижер спектакля, заслуженный артист России Юрий Скворцов. — Для юных музыкантов это удивительный опыт. Еще ни разу оркестр училища не осиливал подобные по размерам партитуры, не участвовал таким образом в спектаклях. Честно признаюсь — подстраховался. На все главные партии подготовил дублеров. Так что работа была трудной, но интересной. Как говорится, тяжело в учении… Но первый экзамен (три премьерных показа «Мухи-Цокотухи»), считаю, мы сдали успешно.

Сцена из спектакля «Муха-Цокотуха» Сцена из спектакля «Муха-Цокотуха»

— Можно было использовать более традиционное решение оформления сцены, обратиться к сдержанным сине-зеленым тонам, — говорит художник-постановщик Сергей Болдырев. — Но я пошел на риск: ведь проект экспериментальный, да и спокойная умеренная цветовая гамма не очень соответствовала музыкальной основе произведения. Музыка в балете темпераментная, жизнерадостная, активная. Хотел подчеркнуть этот оптимистический настрой в декорациях, взбудоражить сознание зрителя. Взял агрессивно желтый фон — солнечное пространство, которое насытил яркими сочными цветовыми пятнами: цветами, бабочками. Действие происходит как бы в цветочной клумбе. Для мухи с комаром клумба — почти вселенная. Центральный элемент декорации — огромный золотой самовар, пространственно емкая знаковая вещь, которая должна поражать своими размерами.

— Надо сказать, что художник не прогадал. Появление на сцене самовара неизменно сопровождается аплодисментами и восторгом юных зрителей. Живой отклик у детей вызывает и решенный в стилистике триллера эпизод с пауками и паутиной. Да, отрицательный герой должен быть немного жутковатым. Иначе радость от победы добра над злом не будет такой яркой и запоминающейся.

— Первые показы «Мухи-Цокотухи» прошли с аншлагом, все билеты были раскуплены заранее, почти за месяц до премьеры. В связи с таким интересом зрителей спектакль решено сохранить в репертуаре театра.

Семен ВОЛКОВ
«Неделя области» № 1 (281)

   
 
 
 

© 2006–2020 «Саратовский академический театр оперы и балета»
Все права защищены.

Правила пользования сайтом

Контактная информация

English version

 

МедиапродуктСоздание сайта — Медиапродукт


Карта сайта