EN

Театр

Опера

Балет

Афиша

Собиновский фестиваль

Документы

Контакты

Контактная информация
 
 

Главная страница Театр Пресс-служба Пресса о нас 2005 Декабрь 26 Декабря Классический балет в новом стиле

Классический балет в новом стиле

спустя 20 лет в Саратове поставили новый «Большой вальс»

В Саратовском театре оперы и балета вновь — «Большой вальс» Иоганна Штрауса.

Балет «Большой вальс» на музыку И. Штрауса Фрагмент из балета на музыку Иоганна Штрауса «Большой вальс»

Вновь, потому что в 1958 году здесь ставил «Большой вальс» знаменитый Валентин Адашевский, который на тот момент был главным балетмейстером Саратовского театра.

В 70-е годы прошлого века появилась новая редакция спектакля. Интересен тот факт, что постановщик нашего нового балета «Большой вальс», придя работать в театр в 1972 году, танцевал в том спектакле. Через 20 с лишним лет Валерий Нестеров поставит свой «Большой вальс», сделав сюжет более динамичным, выстроив его в двух действиях вместо трех.

В Советском Союзе интерес к сюжету о любви молодого музыканта к знаменитой актрисе стал популярен незадолго до начала Великой Отечественной войны. Кинофильм «Большой вальс» — «Великий вальс», как он именовался в Голливуде, — вышел на советские экраны в июне 1940 года. Герои фильма, молодой Иоганн Штраус (Фернан Граве) и оперная певица Императорского театра Карла Доннер (Милица Корджус), раскованные, красивые, буквально ворвались в дома, где были телевизоры. Музыкально-биографический фильм знакомил зрителей не только с бессмертными вальсами Иоганна Штрауса, но и с историей его любви к избалованной вниманием знатных поклонников красотке.

В 1948 году фильм был дублирован на русский язык, безоглядная любовь Короля вальса Штрауса и гастролировавшей в Вене актрисы неземной красоты вновь овладела умами наших телезрителей.

Популярнейший сюжет перешел на балет. Он ставился в России под разными названиями: «Штраусиана», «Голубой Дунай», и, наконец, «Большой вальс».

«Голубым Дунаем» называлась новая редакция «Большого вальса» в Саратовском театре оперы и балета в 80-е годы прошлого века.

Основная же трудность создания нового, современного, балета «Большой вальс» заключалась в том, чтобы создать либретто и выстроить музыкальную драматургию, объединив блистательные вальсы композитора в спектакль. Ведь Иоганн Штраус собственно балет «Большой вальс» не писал. Руководитель балетной труппы Саратовского театра, балетмейстер-постановщик «Большого вальса» Валерий Нестеров и дирижер-постановщик, заслуженный артист России Игорь Семенов затратили немало усилий, работая над партитурой. В балет вошли известные произведения Иоганна Штрауса: «Сказки Венского леса», «На прекрасном голубом Дунае…», «Кайзер вальс».

Балет «Большой вальс» на музыку И. Штрауса Фрагмент из балета на музыку Иоганна Штрауса «Большой вальс»

Конечно, сюжет балета придуман. Это страница жизни молодого композитора Франца, история его любви к известной актрисе Фанни. И хотя, по сути, любовь композитора безответная, это не трагедия. Именно любовь вдохновила Франца на создание шедевров.

Станцевав под музыку Франца, Фанни больше не обращает на начинающего композитора ни малейшего внимания. Ее ждут новые горизонты и новые поклонники. Но у Франца осталась прекрасная музыка и Муза, вдохновившая композитора на сочинение, и чудесный город Вена, в улицы которого был влюблен Франц. Да и музыка Иоганна Штрауса — это музыка о счастье.

Декорации точно, ярко передают эмоциональное состояние героев. Сами декорации необычны. Здесь нет отдельных частей, игрушечных картонных замков, нет перемены декораций, только смена слайдов. Картины лирических пейзажей проецируются на огромное полотно. Создается такое впечатление, что действие происходит внутри этих проекций. В декорациях художник-постановщик Сергей Болдырев постарался сохранить атмосферу XIX века. Кроме пейзажей, на слайдах изображены улочки старой Вены.

Атмосферу XIX века подчеркивают и костюмы (художник по костюмам Эра Покровская). Но, несмотря на достоверность позапрошлого века, здесь использовался и так называемый «прием имитации», потому как пышные кринолины мешали бы артистам танцевать.

– Мы старались, сохраняя традиции классического романтического балета, найти новый стиль танца, — подчеркивает балетмейстер-постановщик Валерий Нестеров.

Балет «Большой вальс» на музыку И. Штрауса Фрагмент из балета на музыку Иоганна Штрауса «Большой вальс»

В спектакле занята вся балетная труппа. В роли влюбленного композитора — народный артист России Игорь Стецюр-Мова, Даниил Курынов и Олег Иванов. Фанни танцуют дипломант международного конкурса Наталья Колосова, Елена Каменщикова, Ирина Полякова, Юлия Танюхина. Следует отметить, что над образами, страстными и свободными, работали репетиторы по балету — народная артистка России Людмила Телиус и Тамара Попова.

Спектакль получился созвучным нашему времени. Зритель XXI века воспринимает балет легко. Классический «Большой вальс» на искрящуюся музыку Штрауса стал действительно модерновым, стремительным, как день сегодняшний. И не случайно вальс и теперь называют королем танца. Пройдя все запреты, он стал популярнейшим танцем и сегодня входит во все современные международные программы по бальным танцам, возвышая нас над обыденностью.

Премьера балета «Большой вальс» станет прекрасным новогодним подарком для всех, кто любит возвышающее нас искусство.

Марина СЫТНИКОВА
«Время», №22

   
 
 
 

© 2006–2024 «Саратовский академический театр оперы и балета»
Все права защищены.

Правила пользования сайтом

Контактная информация

English version

 

МедиапродуктСоздание сайта — Медиапродукт


Карта сайта