EN

Театр

Опера

Балет

Афиша

Собиновский фестиваль

Документы

Контакты

Контактная информация
 
 

Главная страница Театр Пресс-служба Пресса о нас 2007 Апрель 04 Апреля Звездная «Маргарита»

Звездная «Маргарита»

В Саратовском академическом театре оперы и балета состоялась премьера оперы Владимира Кобекина «Маргарита». Режиссёром-постановщиком был приглашён Дмитрий Исаичев, которому ещё нет тридцати. Он — выпускник Гнесинского училища (курс Григория Гурвича). До поступления в РАТИ (ГИТИС) он был актёром московских театров, а на факультете музыкального театра в РАТИ учился в мастерской Розетты Немчинской. Художником спектакля стал Александр Арефьев (1981 г.р.). Он учился в Московском академическом художественном лицее, институте имени Сурикова и на факультете сценографии в РАТИ (ГИТИС). Кстати, Сашу Арефьева хорошо знает директор нашего оперного театра Илья Кияненко, знакомый с его отцом — главным художником театра Немировича-Данченко.

Режиссёрская концепция «Маргариты» у Исаичева лаконична. Тему сытости, пресыщенности вольного города Гамбурга он решает предельно условно. Вместо лабазов и прочих строений у режиссёра и художника — некий берег. Сытость становится понятной именно в игре самих артистов.

По замыслу постановщиков, Вальтер стремится подороже сбыть свою сестру Маргариту бургомистру, сытно кормящему обывателей гамбургерами. В знак благодарности тот готов дать Вальтеру ссуду для строительства собственного причала. Фауст, в свою очередь, хочет поймать беса Мефисто на ту же Маргариту, как на живца. Мораль же в том, что невинность — хороший товар. Вагнер, ученик Фауста, сначала овладевает девицей, а затем предлагает её за деньги матросам. В либретто второго действия значится: «Под фонарями дежурят проститутки. Среди них есть новенькая по имени Маргарита. Услышав её имя, Мефистотель и Фауст встрепенулись. Да, это та самая Маргарита! Но как это могло произойти? „Нашлись «добрые люди», которые помогли мне“, — отвечает девушка. Доктор Фауст понимает весь ужас положения, в котором оказалась Маргарита. И осознает, что в этом виноват он! Несчастная пытается свести счёты с жизнью, но матросы, покупающие на ночь ласковых девушек, спасают её. „Маргарита, держись!“, — говорят они».

Сцена из спектакля «Маргарита» Сцена из спектакля «Маргарита»

Сценография спектакля не бесспорна: финальной точкой должен был стать белый кораблик из партитурного листа, который артист миманса — пианист пускает по воде. Этот жест вкупе с закрыванием крышки пианино и разлетающимися от ветра нотами должен стать финальным аккордом. Но кораблик для визуального восприятия зрительного зала явно маловат.

Зато невероятно удачна работа с освещением, с тенями персонажей оперы. Например, тени от толпы наполняют массовые сцены значимостью; копошливые обыватели словно разбухают.

Основная (на мой взгляд) тема премьеры — это тема проституции. Причём, взятая в рамках западного христианского мировосприятия (так, как его понимает либреттист Фридман). Хотя, на сцене некоторые моменты либретто вовсе не считываются. Допустим, в либретто есть место: «Внимание толпы привлёк ярмарочный аттракцион с медведицей. В роли укротителя — друг зверей Иоганн Вагнер. Здесь Фауст осуществляет задуманное: по его наущению добродушная медведица Урсула вдруг набрасывается на Маргариту (…)» Странно, но Урсулу на сцене я не увидел. В «Принцессе цирка» была обезьяна, а здесь — никакой медведицы. Может, и к лучшему?

Сцена из спектакля «Маргарита» Сцена из спектакля «Маргарита»

Итак, у нас — мировая премьера. Причём, что невероятно редко — здравствующего композитора, приехавшего в Саратов со всей семьей. В числе заслуг Кобекина — музыка к мультфильмам про Мумми-троллей и четырнадцати поставленным операм. То, что его музыка к «Маргарите» была запущена в эфир до премьеры — блестящий пиарный ход театра. Она действительно удивительно запоминающаяся. При этом наш оркестр был впечатляющ — а ведь играть такую музыку сложно.

Потрясающе, что на нашу постановку билеты недороги, благодаря политике театра посмотреть спектакль могут себе позволить многие. Прекрасно! Спектакль со стержневой темой проституции не отпугнёт, надеюсь, глубоко верующих. Показанная условно, жизнь проституток лишена сальностей, скабрезности. Это чудо сотворила музыка Кобекина, работа Арефьева и Исаичева. Над спектаклем хочется не раз поразмыслить, прийти на него вновь, чтобы насладиться игрой артистов, музыкой, ощутить живую ткань постановки, ставшей для театра звёздной.

Борис ГЛУБОКОВ
«Земское Обозрение»

   
 
 
 

© 2006–2024 «Саратовский академический театр оперы и балета»
Все права защищены.

Правила пользования сайтом

Контактная информация

English version

 

МедиапродуктСоздание сайта — Медиапродукт


Карта сайта