EN

Театр

Опера

Балет

Афиша

Собиновский фестиваль

Документы

Контакты

Контактная информация
 
 

Главная страница Театр Пресс-служба Главные новости 2011 Апрель 07 Апреля Сто лет в ожидании премьеры! «Орестея» Сергея Танеева

Сто лет в ожидании премьеры! «Орестея» Сергея Танеева

В этом сезоне Саратовский академический театр оперы и балета приступил к осуществлению постановки оперы «Орестея» С. Танеева, премьера которой будет представлена 24 мая в рамках XXIV Собиновского музыкального фестиваля.
«Орестея» — редко звучащее сочинение. Считанные разы ставилось оно на театральной сцене. Однако единственное оперное произведение выдающегося русского композитора и теоретика Сергея Ивановича Танеева по праву считается одним из лучших произведений в творческом наследии композитора, явившее собой новую и интересную страницу в истории оперного искусства. Премьера «Орестеи» состоялась в 1895 году в Мариинском театре и имела несомненный успех. Но из-за несогласия автора на многочисленные купюры, произвольно делавшиеся дирекцией театра, опера вскоре сошла со сцены. И только в 1915 году, после смерти Танеева, спектакль был поставлен в Мариинке во второй раз. На советской сцене «Орестея» впервые прозвучала в Минске в 1963 году. Таким образом, в России оперная трилогия Танеева не ставилась почти 100 лет!

Миф об Оресте, захвативший воображение композитора, — один из самых древних. В основе трилогии Эсхила лежит ряд остро трагических коллизий. Агамемнон — царь Аргоса — гибнет, предательски сраженный рукой своей жены Клитемнестры. За смерть отца мстит его сын Орест, убивающий родную мать. Этим он навлекает на себя гнев Эриний, в образе которых воплощены муки совести. Цепь преступлений прерывается только тогда, когда на смену закону мести приходит закон нравственного оправдания. Длительными страданиями Орест искупает свою вину.

Пафос античной трагедии в сочетании с глубоким музыкальным материалом приобрел в опере совершенно иное звучание. Индивидуальное интересует Танеева как проявление всеобщего. В древнегреческой трагедии он ищет то, что вообще искал в искусстве — вечное и идеальное, нравственность в классически совершенном воплощении. Тьме преступлений противостоит разум и свет — эта центральная идея классического искусства по-новому утверждается в «Орестее». Подчеркнутое внимание композитора к выявлению основной этической мысли произведения определило трактовку действующих лиц, выступающих носителями обобщенных идей.

Музыкальный стиль «Орестеи» представляет собой сложный сплав, ассимиляцию разных традиций — от Генделя и Глюка до Берлиоза и Чайковского. Музыка не столько отображает события, поступки, сколько раскрывает их мотивы и внутренний мир героев. Особое своеобразие придает произведению обилие монументальных хоровых сцен, сближающее его с ораторией. Продолжая традиции русской оперы, композитор придал им новое толкование в связи с содержанием античной трагедии.

Над масштабной постановкой оперы «Орестея» в Саратовском академическом театре оперы и балета работают петербуржцы — режиссер Вадим Милков, поставивший в предыдущем сезоне на саратовской сцене оперу «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, и художник Иван Совлачков. Художественное решение спектакля в целом воссоздает атмосферу античного театра. Все действующие лица встанут на котурны, сандалии с высокой подошвой, без которых не мыслим древнегреческий театр. Однако создатели спектакля не стремятся к буквальной реставрации античности, используя средства и приемы современного театра.

Сегодня наше восприятие, обремененное историческими и художественными экспериментами прошедшего столетия, стало иным. И в новом веке актуальность эпопеи Танеева, с ее классическим незамутненным звучанием, значительно выросла.

Лауреат международных конкурсов Вадим Милков:
«Древние греки ставили проблемы нравственные. Вся их драматургия строилась на том, чтобы человечество остановилось в своем желании мстить и проливать кровь. С античных времен ничего не изменилось. И если мы не остановимся — остановится мироздание. Таким образом „Орестея“ сегодня своей этической высоты не утратила».

XXIV СОБИНОВСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

ПРЕМЬЕРА

24 мая 2011 г.

С. Танеев

ОРЕСТЕЯ

Oпера в трех действиях
Либретто А. Венкстерна по трилогии Эсхила

Дирижер-постановщик

лауреат Государственной премии РФ,
народный артист России ЮРИЙ КОЧНЕВ

Режиссер-постановщик

лауреат Межд. конкуров ВАДИМ МИЛКОВ

Художник-постановщик, художник по костюмам

ИВАН СОВЛАЧКОВ

Хормейстеры

НАТАЛЬЯ БОЧАРНИКОВА, АНТОН ЛЕДОВСКИЙ,
АННА РЕШЕТНИКОВА

Балетмейстер

заслуженный работник культуры России
ВАЛЕРИЙ НЕСТЕРОВ

Дирижер

АРКАДИЙ ШУР

Действующие лица и исполнители:

Агамемнон

нар. арт. России В. Верин,
нар. арт. России В. Григорьев

Клитемнестра

засл. арт. России К. Вязникова,
дипломант Всеросс. конкурсов М. Демидова,
С. Курышева

Орест

лауреат Межд. конкурсов И. Говзич,
П. Корчагин

Эгист

засл. арт. России А. Багмат,
засл. арт. России Р. Гранич

Кассандра, Афина Паллада

нар. арт. России В. Баранова,
нар. арт. России С. Костина,
лауреат Межд. конкурса А. Шахова

Электра

лауреат Межд. конкурсов М. Сальникова,
засл. арт. России Т. Соболева

Страж

В. Куценко, В. Могилин

Аполлон

А. Асеев, засл. арт. России В. Демидов,
лауреат Межд. конкурса А. Корнеев

Ареопагит

А. Асеев, Н. Колесников

Раб

лауреат Межд. конкурса В. Мельников,
В. Могилин

В массовых сценах — артисты хора, балета и миманса театра

Начало в 18 часов.
Справки по телефону 26-31-64, 26-38-84.

   
 
 
 

© 2006–2024 «Саратовский академический театр оперы и балета»
Все права защищены.

Правила пользования сайтом

Контактная информация

English version

 

МедиапродуктСоздание сайта — Медиапродукт


Карта сайта