EN

Театр

Опера

Балет

Афиша

Собиновский фестиваль

Документы

Контакты

Контактная информация
 
 

Главная страница Собиновский фестиваль ХХ Собиновский музыкальный фестиваль

ХХ Собиновский музыкальный фестиваль

С 18 по 30 мая 2007 года в Саратовском академическом театре оперы и балета прошел ХХ Собиновский музыкальный фестиваль. На это время Саратов стал бесспорной культурной столицей не только Поволжья, но и всей России.

В рамках Собиновского было представлено 7 спектаклей и 7 концертов, работало три выставки (две — в стенах театра, одна, посвященная жизни и творчеству Леонида Витальевича Собинова, в Саратовском областном музее краеведения), состоялся аудио-визуальный перформанс на открытом воздухе с условным названием «L’ultima passione» — «Последние страсти», а также прошла презентация двухтомника самарского театрального критика Валерия Иванова «Драгоценные нити» (100 портретов выдающихся деятелей российского и мирового искусства, в числе которых художественный руководитель и главный дирижер Саратовского академического театра оперы и балета народный артист России, лауреат Государственной премии России Юрий Кочнев и солист САТОБ, народный артист СССР, лауреат Государственной премии России Леонид Сметанников).

На фестиваль прибыло более 180 гостей — приглашенные солисты из российских и зарубежных театров, творческие коллективы Театра балета под руководством Бориса Эйфмана и Камерного музыкального театра под управлением Бориса Покровского, участники Конкурса конкурсов вокалистов, столичные журналисты, музыкальные и театральные критики, участники школы-семинара критиков оперного театра, проводимого Союзом театральных деятелей на базе Собиновского фестиваля.

Илья Кияненко, директор фестиваля, заслуженный работник культуры России: «1986 г. Творческая репутация Саратовского театра в музыкальной жизни России к этому времени была достаточно высокой. Этот уровень необходимо было удержать. После многочисленных раздумий мы с Ю. Кочневым решили проводить на сцене театра фестиваль оперного искусства. Возникла мысль дать ему имя великого Леонида Витальевича Собинова.

Нашу идею горячо поддержала дочь певца Светлана Леонидовна Собинова-Кассиль. Если мы дали фестивалю жизнь, то Светлана Леонидовна вдохнула в него душу. К сожалению, в 2002 году Светланы Леонидовны не стало. Мы трепетно сохраняем память об этой уникальной светлой, по-настоящему интеллигентной русской женщине.

Итак, фестиваль… На первоначальном этапе в серьезности наших намерений приходилось убеждать труппу театра, приглашаемых певцов-гастролеров, музыкальных критиков, коллег в консерватории и филармонии, руководство области и, конечно же, наших зрителей.

Хорошо, что труд не пропал даром. Завоевав огромную любовь саратовцев, Собиновский музыкальный фестиваль сегодня является главным событием, завершающим театральный сезон в нашем театре. Он ежегодно собирает более сотни гостей, проходит на уровне международных стандартов. В этом заслуга не только коллектива театра. Нам помогают наши друзья-спонсоры. Ведущая роль в этой помощи на протяжении многих лет принадлежит генеральному спонсору фестиваля — «Бритиш Американ Тобакко Россия». Мы гордимся нашими друзьями. Из года в год их число множится, наши связи укрепляются, а следовательно, у Собиновского музыкального фестиваля есть БУДУЩЕЕ!».

Открытие XX Собиновского фестиваля

Произведения Бетховена в исполнении Саратовского симфонического оркестра

Юрий Кочнев, художественный руководитель фестиваля, лауреат Государственной премии РФ, народный артист России: «За 20 лет своей истории Собиновский музыкальный фестиваль претерпел существенные изменения. Начиная с 1999 года он перестал быть чисто оперным. Теперь программа весенних театральных вечеров включает в себя все жанры музыкального искусства, в том числе ораториально-симфонический. Как правило, Собиновский фестиваль открывается исполнением масштабных, редко звучащих в концертных залах произведений, требующих уникальных исполнительских ресурсов. За прошедшие годы саратовцы и гости города смогли услышать «Реквием» Г. Берлиоза, А. Дворжака и Дж. Верди, Третью симфонию Г. Малера, ораторию И. Гайдна «Сотворение мира», Третью симфонию и «Те Деум» А. Брукнера, «Военный реквием» Б. Бриттена, российскую премьеру Пятой симфонии современного американского композитора Филипа Гласса «Мост между прошлым, настоящим и будущим»…

Участниками Собиновских фестивалей были Ирина Архипова и Владислав Пьявко, Артур Эйзен и Константин Плужников, Юрий Нечаев и Владимир Щербаков, Юрий Мазурок и Маквала Касрашвили, Ирина Богачева и Александр Ведерников, Светлана Варгузова и Юрий Веденеев (Россия), Мозес Паркер и Кевин Мейнор (США), Барбара Кубяк (Польша) и Моника Рамирес (Аргентина), дирижеры Роберто Манфредини (Италия), Дзень Сяолинь (Китай) и Фуат Мансуров (Россия)…

С 12 фестиваля в рамках Собиновского проводится конкурс Конкурсов вокалистов, не имеющий аналогов ни в России, ни за рубежом. В нем принимают участие только молодые певцы — лауреаты всероссийских и международных конкурсов. Конкурс конкурсов 2007 года — девятый по счету.

В обновленной концепции фестиваля нашлось место «перпендикулярному» к классической музыке направлению — рок-культуре. На Собиновском выступили Юрий Шевчук с «ДДТ», Сергей Чиграков с группой «Чиж и Ко», группа «АукцЫон», Петр Мамонов с моноспектаклем «Шоколадный Пушкин»… Творчество этих музыкантов отличается актуальным социальным звучанием.

По итогам опроса музыкальной общественности, проведенного газетой «Музыкальное обозрение», Собиновский фестиваль был назван лучшим музыкальным фестивалем 1999, 2001, 2002 годов в России».

По сложившейся традиции открылся фестиваль российскими премьерами: произведениями Бетховена — «Победа Веллингтона в битве при Виттории» (батальная картина), «Христос на Масличной горе» (оратория). В исполнении участвовали солисты — заслуженный артист России, лауреат Международных конкурсов Андрей Антонов (Самара), лауреат Всероссийского конкурса, солист Большого театра Марат Гали (Москва), заслуженная артистка России, солистка Саратовской филармонии имени Шнитке Светлана Кузнецова; лауреаты Международных конкурсов Губернский театр хоровой музыки и хор Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова (художественный руководитель — заслуженный деятель искусств России Людмила Лицова); концертный оркестр духовых инструментов «Волга-Бэнд» (художественный руководитель — заслуженный деятель искусств России, профессор Анатолий Селянин), симфонический оркестр театра. За дирижерским пультом стоял лауреат Государственной премии РФ, народный артист России Юрий Кочнев. Концерт прошел на высоком профессиональном уровне.

«Победа Веллингтона в битве при Виттории» — одно из немногих выдающихся произведений Бетховена, редко звучащих со сцен концертных залов. Это сочинение, представляющее собой колоритную батальную картину (сражение англичан и французов), было создано композитором в 1814 году в честь Венского конгресса, на который съехались победители Наполеона во главе с русским императором Александром I и австрийским канцлером Меттернихом. Бетховен написал увертюру большими линиями, подобно стенным фрескам в живописи. Парадная композиция интересна своей «театральностью», выразительностью музыки, блеском и пышностью примененных звуковых средств. На премьере колоссальное впечатление на публику произвели громадные барабаны военных оркестров и специальные машины, имитирующие пушечные выстрелы и ружейные залпы.

Оратория «Христос на Масличной горе» (1803 г.) — первое из созданных Бетховеном произведений на духовный сюжет. Сначала были написаны арии и ансамбли, и лишь потом композитор добавил превосходные полифонические хоры, приблизив свое произведение к требованию жанра. Создание оратории явилось для Бетховена этапом в овладении крупной вокальной формой, ведь писалась она в период времени, предшествующий сочинению оперы «Фиделио». При жизни композитора оратория пользовалась большим повсеместным успехом. Но после его смерти это произведение было незаслуженно забыто.

В программу ХХ Собиновского фестиваля вошли и премьеры сезона 2006–2007 гг. — «Евгений Онегин» П. Чайковского и «Маргарита» В. Кобекина. Оперу «Евгений Онегин» поставил творческий коллектив в составе: дирижер-постановщик — Юрий Кочнев, режиссер-постановщик, сценограф — Андрей Сергеев, балетмейстер-постановщик — Валерий Нестеров, художник по костюмам — Наталья Закурдаева, дирижеры — Медет Тургумбаев, Аркадий Шур, режиссер — нар. арт. СССР Юрий Попов, хормейстеры — засл. арт. России Людмила Тадтаева, Наталья Бочарникова. В спектакле были заняты ведущие солисты театра — Татьяна Соболева, заслуженный артист России Александр Багмат, заслуженный артист России Виктор Григорьев.

Сцена из спектакля «Маргарита»

Сцена из спектакля «Маргарита»

Особое внимание публики и критики привлекла мировая премьера этого сезона — опера «Маргарита» известного екатеринбургского композитора Владимира Кобекина. Постановка московского режиссера Дмитрия Исаичева и художника-сценографа Александра Арефьева вызвала большой резонанс у музыкальной общественности. Главные партии в спектакле исполнили — заслуженная артистка России Ольга Кочнева, заслуженный артист России Александр Багмат, заслуженный артист России Виктор Григорьев.

Владимир Кобекин: «С моей точки зрения, в опере «Маргарита» заложена следующая идея: желая сделать добро, можно много дров наломать. Конечно, Фаусту хотелось, чтобы зла на земле не стало. Он верил, что любовь победит любое зло. Но в результате он поломал судьбу чистой непорочной девушки… Саратовский театр — один из очень немногих, где не боятся ставить современную музыку. А остальные давно превратились в прокатные площадки для известных всем опер. Их ведь ставить очень удобно. Все выучили классику еще в консерватории. И учить заново почти не надо. Можно звать на спектакли из другого города героя, а из третьего — героиню… То, что сделал Кочнев, блестяще. Я с удовольствием послушал, хотя обычно музыку как таковую не слушаю, а проверяю свою работу, — такая уж профессия, что с этим поделаешь! А на премьере «Маргариты» где-то, начиная со второго акта, поймал себя на мысли, что совсем не думаю о том, что эту музыку я же и написал, а просто слушаю. И актерские работы меня очень порадовали. Прекрасна Маргарита (Ольга Кочнева). Особенно некоторые сцены она провела очень сильно. Она нашла интересные кульминационные точки. Это по-настоящему профессиональная работа. Очень хороши и две другие центральные фигуры — Фауст (Виктор Григорьев) и Мефистофель…».

Сцена из спектакля «Тоска»

Сцена из спектакля «Тоска»

Концертная программа фестиваля была представлена «Симфоническими шедеврами ХХ века». В исполнении оркестра театра под управлением Юрия Кочнева прозвучали редко исполняемые в России произведения А. Онеггера «Пасифик 231», А. Веберна «Пассакалья», К. Нильсена Симфония №2 «Четыре темперамента», Б. Бартока Концерт №2 для фортепиано с оркестром (солист — народный артист России Владимир Овчинников, Москва).

В Голубой гостиной театра состоялся концерт народного артиста СССР Леонида Сметанникова, посвященный 170-летию со дня рождения М. Балакирева. В программе прозвучали популярные арии из опер, романсы, русские народные песни. Собиновские фестивали стремятся познакомить саратовцев с лучшими образцами исполнительского искусства.

В этом году участниками фестиваля стали солистка Государственного театра оперы и балета Чехии, лауреат международных конкурсов Ирина Божедомова (в партии Флории Тоски); солист Государственного академического Большого театра России, лауреат международных конкурсов Анатолий Зайченко (в партии Марио Каварадосси); солист Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, народный артист России Евгений Поликанин (в партии барона Скарпиа).

Сцена из спектакля «Травиата»

Сцена из спектакля «Травиата»

В спектакле «Травиата» главные партии исполнили солистка Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, заслуженная артистка России, народная артистка Республики Абхазия Хибла Герзмава (Виолетта Валери); солист Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Алексей Долгов (Альфред Жермон); солист Государственного академического Большого театра Узбекистана им. А. Навои, заслуженный артист Узбекистана, лауреат Международных конкурсов Руслан Гафаров (Жорж Жермон).

В балете «Щелкунчик» солировали артисты Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл.И.  Немировича-Данченко дипломант Всероссийского конкурса Галина Исмакаева (Маша), лауреат Международного и Всероссийского конкурсов Сергей Кузьмин (Принц).

Сцена из балета «Щелкунчик»

Сцена из балета «Щелкунчик»

В рамках Собиновского музыкального фестиваля состоялись выступления коллективов ведущих российских театров — Санкт-Петербургского государственного академического театра балета под руководством Б. Эйфмана (балет «Чайковский» на музыку П. Чайковского) и Московского камерного музыкального театра под управлением Б. Покровского (опера «Тайный брак» Доменико Чимарозы). Спектакли прошли с большим успехом.

С 25 по 27 мая в рамках Собиновского музыкального фестиваля состоялся Конкурс Конкурсов вокалистов — лауреатов международных и всероссийских конкурсов. В этом году в оргкомитет конкурса поступило 67 заявок на участие (в том числе из Китая, Кореи, Болгарии, Италии, Украины, Казахстана). Жюри отобрало двенадцать. В Саратове выступили молодые певцы из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Минеральных Вод, Ростова-на-Дону, Уфы, Якутска, Новосибирска, а также из Италии. На суд жюри, в составе которого были солисты, дирижеры, режиссеры Саратовского театра и преподаватели Саратовской консерватории им. Л. Собинова (председатель жюри — Юрий Кочнев), молодые исполнители представили свои работы в жанрах романса, народной песни и арий из лучших произведений мировой оперной классики.

По результатам двух туров лауреатами конкурса стали:

Альфия Каримова

Первая премия

Альфия Каримова (сопрано)
г. Уфа

Дмитрий Зуев

Вторая премия

Дмитрий Зуев (баритон)
г. Москва

Михаил Коробейников

Третья премия

Михаил Коробейников (бас)
г. Екатеринбург

Специальную премию и звание дипломанта получили:

Дмитриевская Наталья — сопрано (Ростов-на-Дону),
Янцева Ирина — сопрано (Самара),
Стефанова Лили — сопрано (Италия, Васто),
Емельянов Александр — баритон (Якутск).

Н. Дмитриевская И. Янцева Л. Стефанова А. Емельянов

В качестве «перпендикулярного» к классической музыке направления на фестивале состоялся концерт известного рок-музыканта Вячеслава Бутусова и группы «Ю-Питер». К альтернативам и перпендикулярам можно отнести и выставку Андрея Устинова «Территория музыки. Inventions» с перфомансом «L’ultima passione» — «Последние страсти».

Во время фестиваля проходили практические занятия, лекции и семинары школы критиков оперного театра под руководством Юрия Кочнева. Искусствоведы обсудили последние премьеры московских, петербургских и саратовского музыкальных театров, выслушали доклады ведущих российских критиков — Гюляры Садых-Заде, Марины Нестьевой, Леоноры Потаповой, Ирины Черномуровой…

…Завершился фестиваль 30 мая большим гала-концертом, в котором приняли участие лауреаты Конкурса конкурсов ХХ Собиновского музыкального фестиваля и ведущие солисты Саратовского академического театра оперы и балета.

   
 
 
 

© 2006–2024 «Саратовский академический театр оперы и балета»
Все права защищены.

Правила пользования сайтом

Контактная информация

English version

 

МедиапродуктСоздание сайта — Медиапродукт


Карта сайта